Авария на плавучей буровой платформе "Кольская" в Охотском море (2011)

Авария на плавучей буровой платформе "Кольская" в Охотском море (2011)

Авария на плавучей буровой платформе "Кольская" в Охотском море (2011)

18 декабря 2011 года буровая платформа "Кольская" перевернулась в Охотском море. Из 67 человек, находившихся на борту, были спасены только 14.

Самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) "Кольская" - нефтяная платформа, построенная в 1985 году финской судостроительной компанией "Раума Репола". Платформа имела треугольную компоновку с консолью и тремя независимыми ногами для закрепления на морском дне.

Общая длина установки (включая вертолетную площадку) - 69,3 метров;

Общая ширина установки (включая якоредержатели) - 80 метров;

Высота корпуса - 8,6 метра у диаметральной линии.

Владельцем платформы "Кольской" являлась компания "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР).

Порт приписки буровой - Мурманск.

После постройки платформа долгое время работала в акватории Кольского залива, позже была сдана в аренду. После окончания работы в Кольском заливе буровая платформа была передана для работы на Сахалинском месторождении.

С лета 2010 года по весну 2011 года был проведен капитальный ремонт СПБУ "Кольская" под надзором двух классификационных обществ - норвежского DNV и Российского морского регистра судоходства (РМРС).

В августе 2011 года плавучая буровая установка "Кольская" была доставлена на теплоходе "Трансшельф" из Мурманска в Магаданский морской торговый порт для ведения работ по бурению и испытанию скважины "Первоочередная" на Западно-Камчатском лицензионном участке шельфа Охотского моря.

26 августа 2011 года два буксира провели платформу в Охотское море на Западно-Камчатский лицензионный участок шельфа. В сентябре установка приступила к бурению скважины "Первоочередная". Планировалось в течение трех с половиной месяцев пробурить скважину глубиной 3,5 тысячи метров. После завершения работ на Камчатке установка должны была сняться с точки бурения и пойти выполнять работы по заказу совместного российско-вьетнамского предприятия "Вьетсовпетро".

11 декабря 2011 года платформу при помощи буксира "Нефтегаз-55" и ледокола "Магадан" стали транспортировать с Западно-Камчатского шельфа в порт Холмск Сахалинской области для технического обслуживания.

В ночь с 15 на 16 декабря по курсу следования буксирного каравана резко ухудшились погодные условия. Начался шторм. Сила ветра достигала 15 метров в секунду, высота волн - 5 метров. Волны разрушили два воздушных танка буровой. В них начала поступать вода, насосы по ее откачке работали на пределе. В результате платформа накренилась. Штормом также был поврежден буксирный трос с ледокола "Магадан".

Утром 18 декабря с буровой платформы подали сигнал SOS, а через три часа она перевернулась и затонула на глубине более тысячи метров. Катастрофа произошла в центральной части Охотского моря в 200 километрах северо-восточнее сахалинского мыса Терпения.

В первые часы после происшествия силами экипажей буксира "Нефтегаз-55" и ледокола "Магадан" были спасены и подняты на борт 14 человек. Морские суда продолжали поиск остальных людей, но работы осложнялись сильным волнением моря и порывистым ветром. К поисковой операции были привлечены два вертолета Ми-8 компании "Авиашельф и самолет Ил-38 Тихоокеанского флота. В течение 18 декабря воздушные суда проводили разведку в районе происшествия, но поиски с воздуха результатов не дали.

19 декабря в поисково-спасательной операции в районе происшествия принял участие самолет Ан-74 Дальневосточного авиационно-спасательного центра МЧС России, который в течение нескольких часов осуществлял воздушную разведку акватории Охотского моря и поиск пропавших людей. Также осмотр местности с воздуха проводил вертолет Ми-8 МЧС России со спасателями на борту и необходимым подъемным оборудованием. В результате поисков была обнаружена пустая спасательная шлюпка с платформы "Кольская".

В дневное и ночное время осмотр морской акватории проводился четырьмя морскими судами. Поиск членов экипажа и пассажиров буровой платформы "Кольская" вели также промысловые и торговые суда, проходящие квадрат крушения. Многие из них изменили курс и направились в точку ЧП.

20 декабря в зоне чрезвычайной ситуации в поиске участвовали два судна, а также самолет Ан-74 и два вертолета Ми-8. Всего за три дня в ходе поисково-спасательных работ было осмотрено около 2,5 тысяч квадратных миль. Из воды подняты тела 11 погибших людей.

20 декабря был объявлен в Мурманской области днем траура по погибшим в Охотском море членам экипажа буровой "Кольская".

21 декабря воздушную разведку проводили самолеты Ил-38 и Ан-74, а также вертолет Ми-8.

22 декабря поисковые работы продолжили ледокол "Магадан", спасательное судно "Атлас" и вертолет Ми-8. Были найдены тела еще шестерых погибших людей.

23 декабря активный поиск был прекращен в связи с приближением в район, где затонула буровая платформа "Кольская", глубокого циклона.

Из 67 человек, находящихся в момент крушения на платформе, 14 человек были спасены, тела 17 человек нашли во время поисково-спасательной операции. Еще 36 членов экипажа считались пропавшими без вести до 27 июля 2012 года, когда Первомайский районный суд Мурманска признал их погибшими. В конце августа 2012 года это решение вступило в силу.

В числе погибших были жители Мурманской, Магаданской и Сахалинской областей.

В августе 2014 года был открыт мемориал в память о погибших членах экипажа буровой установки "Кольская" на городском кладбище Мурманска. Кроме того, память погибших увековечили в "Зале памяти" мемориального архитектурного ансамбля "Маяк", где есть Книга памяти, с именами погибших в мирное время моряков гражданского и военного флотов. По решению Мурманской городской администрации в эту книгу, символизирующую "спокойствие жизни на берегу" и "вечные ожидания тех, кто не вернулся из морей", внесены имена всех погибших членов экипажа буровой платформы "Кольская".

По факту аварии было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), санкции которой предусматривают до семи лет лишения свободы.

В начале мая 2012 года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) официально сообщила, что комиссия ведомства завершила расследование аварии с "Кольской" и сделала вывод, что причиной аварии стали: во-первых, принятие судовладельцем - ОАО "Арктикморнефтегазразведка" решения на буксировку буровой установки в период действующего сезонного запрета на буксировку (ранее следствие выяснило, что "Кольскую" нельзя было буксировать в это время года); во-вторых, нарушение требований документов, определяющих порядок и объем подготовки "Кольской" к разовому перегону в зимнее время в зимней сезонной зоне со стороны судовладельца; в-третьих, неудовлетворительное обеспечение безопасности морской буксировки буровой со стороны руководства АМНГР.

Также к трагедии привело и запоздалое решение со стороны должностных лиц АМНГР, находящихся на берегу и платформе, по прекращению буксировки, спасению находящихся на "Кольской" людей и началу спасательной операции.

Комиссия Ространснадзора передала результаты расследования в Следственный комитет РФ.

30 сентября 2012 года платформа "Кольская" была обнаружена на глубине 1055 метров судном специального назначения "Кендрик". В ходе поиска и обследования платформы проводились испытания уникальных возможностей изыскательского оборудования этого единственного в России судна.

На борту судна "Кендрик", с помощью которого проводился осмотр, совместно со следователями находились родственники погибших членов экипажа, которые хотели побывать на месте крушения и опустить в воду венки.

В октябре 2012 года по инициативе следователей специалисты провели осмотр платформы с помощью глубоководного аппарата Triton.

После завершения обследования платформы полученные фото- и видеоматериалы были направлены для производства технико-судоводительской судебной экспертизы.

В начале ноября 2013 года следователи завершили работу над делом о крушении плавучей буровой установки "Кольская".

Обвиняемыми по делу о нарушении правил безопасности проходят и.о. главного инженера компании "Арктикморнефтегазразведка" Леонид Бордзиловский и и.о. замгендиректора этой же организации по безопасности мореплавания Борис Лихван.

По версии следствия, бездействие указанных должностных лиц, их пренебрежение своими служебными обязанностями привело к наступлению трагических последствий.

Материалы уголовного дела представлены участникам уголовного судопроизводства для ознакомления.

Самоподъемная плавучая буровая установка Кольская в Кольском заливе на грузовом судне Трансшельф

Самоподъемная плавучая буровая установка Кольская в Кольском заливе на грузовом судне Трансшельф


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Поможем написать реферат

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»